самурайський меч

Сэтто императора

  Автор katana
Раздел Статьи
Комментировать
Обсудить на форуме

Сэтто — это особый меч, который японский император вручал поставленному во главе армии полководцу в подтверждение его полномочий. По окончании похода меч возвращался императору.

Слово сэтто состоит из двух слов: сэцу (яп. здесь «время, временный») и то: (яп. «меч»). Слово сэцу в данном случае означает «удостоверение», «подтверждение». Таким образом, сэтто — это «меч-удостоверение», то есть меч, выдаваемый в качестве свидетельства о том, что его обладатель уполномочен императором набирать людей и лошадей для своего войска, а также получать от местных властей все необходимое для своей армии. Кроме того, обладатель меча получал право распоряжаться жизнью как врагов, так и своих подчиненных.

«Японская историческая энциклопедия», рассказывая о сэтто, говорит, что этот меч назывался «волшебным» (яп. рэйкэн), то есть был символическим и не использовался непосредственно во время сражения.
У этого меча было еще три названия:

санко сэнтокэн — «боевой меч сановника» («боевой» не в том смысле, что он использовался сановником в бою, а в том смысле, что во время боевых действий он находился при сановнике);
сёгункэн — «меч полководца» и
хатэкикэн — «меч, разящий врагов».

На клинок были нанесены символические рисунки китайского происхождения. На левой стороне клинка (если держать меч рукоятью вниз и лезвием от себя) были изображены:

три владыки и пять царей (Фуси, Шэньнун, Хуанди; Шаохао, Чжуаньсюй, Дику, Яо, Шунь);
шесть звезд Южной Медведицы и голубой дракон;
талисман Сиванму, хранящий от смертоносного оружия.
На правой стороне были изображены:

пять звезд Северного полюса и семь звезд Северной Медведицы;
белый тигр
талисман Лао-цзы, разящий врагов.

В некоторых древних сочинениях сообщается, что все входившие в число дайтокэй мечи, в том числе меч сэтто, были преподнесены Японии как дань при императрице Дзингу (201-269) корейским княжеством Кудара. Однако более вероятно, что сэтто появился при императоре Момму (697-707), который был поклонником всего китайского, а в Китае полководцу в знак его полномочий вручалась цзеюэ — «секира-удостоверение». В уложении «Тайхорё» (701 г.) написано: «Когда тайсёгун выступает в поход, ему жалуют сэтто». В толкованиях к «Тайхорё» говорится: «Что касается удостоверений посла, то раньше для этого использовали волосатый коровий хвост, но теперь это заменено мечом, который поэтому и называют сэтто — мечом-удостоверением; название удостоверения изменилось, но смысл его остался прежним».




CAPTCHA Image
Reload Image


Рассылка новостей на e-mail:

Загрузка... Загрузка...


TOP Libo.ru